Старение цифровых фотокамер

А.Продеус

На протяжении двух лет я эксплуатировал цифровые фотокамеры Casio 8000 (1,2 млн. пикс.) и Casio 3000 (3 млн. пикс.), с помощью которых получал весьма качественные фотоснимки, в том числе - фотоснимки радужек глаза, используемые при компьютерной иридодиагностике (см.рис.1).

Рис.1

И в один не очень прекрасный день обнаружил, что обе камеры потеряли способность делать качественные снимки объектов с расстояний менее 1,5-2 метров, если условия освещенности требовали съемки со вспышкой. Снимки получались переэкспонированными ("засвеченными") до такой степени, что выглядели как почти белые прямоугольники.

При портретной съемке еще можно "выкрутиться" - для этого достаточно отойти от снимаемого объекта на дистанцию более 2 метров и воспользоваться трансфокатором. Что касается режима макросъемки - таковая вообще оказывается невозможной (повторяю - если требуется съемка со вспышкой). Данное обстоятельство особенно огорчительно для тех пользователей, для которых режим макросъемки является едва ли не основным. К пользователям такого рода, например, относятся иридологи. Обнаружив неприятные изменения в "характере" любимой фотокамеры, они резонно задают вопросы: кто виноват и что делать?

Пытаясь найти в в Интернете ответ на этот вопросы, я обнаружил статью"Что есть что", посвященную сопоставлению цифровой и обычной фотографии (сайт http://www.foto-video.ru/11_2002/wisw/wisw2.shtml). Ниже привожу краткий пересказ фрагментов этой статьи, которые показались мне наиболее интересными, а также собственные комментарии.

Очевидное достоинство цифровой фотографии - выигрыш по времени. Минусы:
1) сравнительная дороговизна (затраты на печать плюс затраты на приобретение дополнительной флэш-карты,т.к. та, которая идет в комплекте, мала по объему);
2) малый срок службы - причем имеется в виду не моральное старение, а физическое: во-первых, это "выгорание" матрицы, во-вторых, износ флэш-карты, в-третьих, некоторые конструктивные проблемы.

Приводится несколько примеров "из жизни", посвященных проблеме физического старения цифровых фотокамер: некая фотостудия за полтора года купила уже третью камеру - цифровую, зеркальную, с разрешением 6 млн. пикс.; некое издание за два года работы купило уже второй комплект цифровой фототехники - первый просто "умер".

Итак, сколько же снимков "выдерживает" цифровая фотокамера? Для любительской техники нижнего ценового уровня и малоизвестных марок в качестве пороговой величины называется 2000-5000 снимков. Для известных марок ("брэндов") этот предел заметно выше. Профессиональные модели при интенсивной эксплуатации могут начать "умирать" после 15000-20000 кадров.

В цифровых камерах разрушается как механика, так и электроника. Одна из причин, как это ни странно, кроется в психологии человека. Действительно, при съемке аналоговой камерой человек думает, прежде чем нажать на спуск, - бережет пленку. В случае цифровой ему и беречь как бы нечего. К тому же все производители в один голос говорят: ты ничего не расходуешь, пленки здесь нет. В итоге частота нажатия на спуск у обладателя цифрового аппарата возрастает многократно. Соответственно - быстрее расходуется ресурс спусковой кнопки и переключателей, вспышки, а также электронных схем. Не вечна и карта памяти (ресурс которой опять-таки зависит от "брэнда").

И все же, анализируя информацию из статьи "Что есть что?", осмелюсь заметить, что психология человека - не единственный и не главный фактор физического износа цифровых фотокамер. Определяющим фактором, по моему мнению, все-таки является эффект старения электронных компонентов цифровой фотокамеры - сопротивлений, полупроводников, светочувствительных элементов... Механические компоненты тоже изнашиваются. Особенно если они сделаны из пластмассы (что типично для недорогих фотокамер) и конструктивно плохо продуманы. Простой пример из личного опыта - в фотокамере Casio 3000 неудачно решена конструкция крышки боковой панели (см.рис.2), защищающей различные коммутационные гнезда - в частности, гнездо для подключения кабеля USB. Достаточно легкого неосторожного движения - и крышка просто отламывается, что и произошло у меня после непродолжительного периода эксплуатации камеры...

Рис.2

Кстати, о "брэндах"... Таковыми именуют изделия фирм-производителей, давно работающих в данной отрасли и чьи изделия заработали хорошую репутацию. Разумеется, изделия именно таких фирм желательно покупать, пусть они и стоят заметно дороже - эти фирмы дорожат репутацией и вероятность "нарваться" на брак или небрежное обслуживание здесь значительно меньше. Однако хочу уточнить - дело не только в "брэндах", а еще и в категории продукции. Известные фирмы могут производить фотокамеры разных категорий: любительские, полупрофессиональные, профессиональные, студийные. Так вот, любительские потому и стоят дешевле профессиональных, что сделаны по упрощенной технологии. А значит, и не могут состязаться с профессиональными в надежности и долговечности. В качестве подтверждения этой мысли рекомендуем прочесть выдержки из книги Филиппа Ньюэлла "Project-студии". Хотя речь там идет об оборудовании для звуковых студий, категории "любительский" ("бытовой") и "профессиональный" существуют и в этой области.

Итак, приходим к выводу: цифровая камера изнашивается значительно быстрее, нежели аналоговая, а стоит значительно дороже. Единственное неоспоримое достоинство цифровой фототехники - быстрота получения снимка.

Поэтому, принимая решение о приобретении цифровой фотокамеры, стоит взвесить все "за" и "против". Если снимки нужно получать быстро, а также если достаточно выводить их на монитор компьютера, не распечатывая - тогда недорогая (и как следствие - недолговечная) цифровая фотокамера себя окупит. Такая ситуация типична, например, для иридодиагностики - здесь сразу после получения фотоснимка можно приступать к диагностике заболеваний по изображению радужки глаза на экране монитора.

В заключение зададим вопрос - а как поступить с "постаревшей" цифровой фотокамерой? Один из вариантов - продолжить ее эксплуатацию, приспособившись к изменению ее характеристик. Так, например, иридологи могут отключить режим съемки со вспышкой и производить съемку с дополнительным источником освещения в виде небольшого электрического фонарика.

Другой вариант решения проблемы при макросъемке более хитроумен: перейти в режим ночной съемки и перевести вспышку в режим подавления эффекта "красных глаз".

Второй вариант технически проще, поэтому рекомендую начать с него. Если результаты не удовлетворяют, тогда следует воспользоваться первым вариантом.

26 июня 2004 г.

Используются технологии uCoz